Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: Как учить нотный текст? - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

  • 6 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Как учить нотный текст? Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Gluha 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 564
  • Регистрация: 17 Ноябрь 05

Отправлено 29 Ноябрь 2018 - 22:14

Мои соображения по методике работы с текстом:

Вообще, играть музыку наизусть люди стали не то чтобы очень давно. Отказываться от нот на концерте исполнители начали только во второй половине XIX века, и, как любое новшество, не все сразу приняли нововведение на “ура”. Одним из первопроходцев был пианист и композитор Ференц Лист, он вообще славился своей исполнительской эксцентричностью, нещадно рвал рояльные струны и ломал молоточки. В чем же был практический смысл отказа от нот? Да все очень просто — многие произведения у Листа быстрые и виртуозные — там один пассаж на страницу, листать такие ноты пришлось бы слишком часто, что не очень-то удобно, даже если это делает другой человек. В наши дни игрой наизусть никого не удивишь, но выучивание нотного текста по-прежнему остается для некоторых большой проблемой.

Огромное количество начинающих исполнителей учат музыку “руками”. Попросту говоря, они используют только мышечную память — память движения. Бесчисленным количеством повторов люди “вбивают” текст в руки. Долго, монотонно, и, самое главное, очень ненадежно. Мышечная память сама по себе необходима, она составляет процентов 50 успешного изучения, но и очень капризна. Лучше всего она работает в привычных условия — там, где человек чаще всего занимается, без публики, без дополнительных стрессов. Но стоит только выйти на сцену, как сразу начинаются сюрпризы. Самая характерная ошибка — когда исполнитель помнит что аккорд надо брать “как-то так”, но берет его не на том ладу, или не от той струны. Очертания аккорда в голове есть, а конкретики нет. Еще один показатель — когда исполнитель не может начать играть с произвольного места, только с начала части или даже с начала всей пьесы. Если музыка выучена правильно вы сможете начать играть с любой ноты.

Статья полностью на моем сайте>>

Сообщение отредактировал Gluha: 29 Ноябрь 2018 - 22:14

6

#2 Пользователь офлайн   Maxim 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 062
  • Регистрация: 28 Июль 05

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 09:50

Интересная информация.
0

#3 Пользователь офлайн   alexey_pikulev 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 466
  • Регистрация: 14 Март 11

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 12:45

Я тоже с интересом прочитал. Надо будет попробовать на практике.
Антон, спасибо!
0

#4 Пользователь офлайн   lyber70 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 364
  • Регистрация: 03 Январь 14

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 14:10

Так это ж всё, как мне кажется, из книги Том де Врее о методике эффективных занятий для музыкантов. В 2011 году на форуме делали перевод. Очень толково написано.
0

#5 Пользователь офлайн   Gluha 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 564
  • Регистрация: 17 Ноябрь 05

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 14:19

Просмотр сообщенияlyber70 (30 Ноябрь 2018 - 14:10) писал:

Так это ж всё, как мне кажется, из книги Том де Врее о методике эффективных занятий для музыкантов. В 2011 году на форуме делали перевод. Очень толково написано.


Это все скорее из практики и различных мастерклассов. Книгу эту не знаю, но обязательно теперь ознакомлюсь. Спасибо!
0

#6 Пользователь офлайн   mikegor 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 622
  • Регистрация: 08 Март 11

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 19:02

Я помню, что Борис Ларин (который, к сожалению, на форуме давно не появлялся) рассказывал, что когда он учился у Камилла Артуровича Фраучи, тот учил его заучивать нотный текст.
0

#7 Пользователь офлайн   Kalvados 

  • Почти освоился
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 30
  • Регистрация: 26 Май 18

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 19:38

Просмотр сообщенияmikegor (30 Ноябрь 2018 - 19:02) писал:

Я помню, что Борис Ларин (который, к сожалению, на форуме давно не появлялся) рассказывал, что когда он учился у Камилла Артуровича Фраучи, тот учил его заучивать нотный текст.

Кстати, Борис и на ютубе перестал свои записи выкладывать. Жаль. Что с ним , может знает кто?
0

#8 Пользователь офлайн   Катаксей 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 722
  • Регистрация: 04 Июнь 11

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 19:48

А я, когда начинаю учить новую пьесу, просто играю ее по нотам. Сначала очень
медленно (без спотыканий, обычно, не обходится). Играю медленно столько раз,
сколько нужно, чтобы получалось более или менее безошибочно. Потом увеличиваю
немного темп и играю по нотам. Когда с этим темпом начинает получаться достаточно
уверенно, снова увеличиваю темп и продолжаю играть, глядя в ноты.
Через некоторое время темп достигается какой надо и чувствую, что ноты как бы
уже не нужны: голова и пальцы вроде бы всё запомнили. Пробую сыграть в достигнутом
темпе наизусть. Обычно без запинок не получается. Тогда место, где запнулся,
подсматриваю в нотах и продолжаю играть без нот. Наступает момент,
когда играю без нот и без запинок. :)
0

#9 Пользователь офлайн   mikegor 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 622
  • Регистрация: 08 Март 11

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 21:16

Я, в общем-то, делаю то же самое. Плюс к этому я запоминаю гармоническую схему, и все ноты привязываю к аппликатурам аккордов.
0

#10 Пользователь онлайн   Исраэль 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 727
  • Регистрация: 27 Июль 07

Отправлено 30 Ноябрь 2018 - 22:11

Просмотр сообщенияmikegor (30 Ноябрь 2018 - 21:16) писал:

Я, в общем-то, делаю то же самое. Плюс к этому я запоминаю гармоническую схему, и все ноты привязываю к аппликатурам аккордов.

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая. Кроме того, если во время исполнения эта память подвела, нужно начинать играть с начала. Нужно учить мозгами и об этом и пишет Gluha. Мне эту разницу объяснила когда-то более опытная чем я пианистка.

Сообщение отредактировал Исраэль: 30 Ноябрь 2018 - 22:12

0

#11 Пользователь офлайн   blacksee50 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 366
  • Регистрация: 01 Февраль 14

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 00:47

Я довольно быстро запоминаю пьесы, многие мои соученики, когда учился в ДМШ на ф-но, уже отработано до автоматизма исполнение, а вучить наизусть-никак, я же выучиваю наизусть задолго до того, как исполнение будет доведено до необходимого, но раньше не задумывался о мышечной памяти, только сейчас начинаю понимать, почему давно выученную пьесу учительница заставляла играть по нотам.

Просмотр сообщенияИсраэль (30 Ноябрь 2018 - 22:11) писал:

Просмотр сообщенияmikegor (30 Ноябрь 2018 - 21:16) писал:

Я, в общем-то, делаю то же самое. Плюс к этому я запоминаю гармоническую схему, и все ноты привязываю к аппликатурам аккордов.

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая. Кроме того, если во время исполнения эта память подвела, нужно начинать играть с начала. Нужно учить мозгами и об этом и пишет Gluha. Мне эту разницу объяснила когда-то более опытная чем я пианистка.

Кстати, я после 12-13 лет необщения с гитарой многие пьесы вспомнил именно руками, однажды исполнив по нотам. Кое что забыл, но немногое. "Степь да степь" Ларичева, "Песню Гондольера" Мендельсона-Таррега придется учить заново. Я уча пьесу играю ее раз в день, пока не выучу наизусть, затем начинаю увеличивать количество проигрываний, но всегда играю от начала до конца. Исключение-Чакона Генделя. Ее я учил по-частям, разделив на две. Сначала первые вариации до триолей. Затем триоли и шестнадцатые. Но это самая сложная пока в моем репертуаре.

Сообщение отредактировал blacksee50: 01 Декабрь 2018 - 00:53

0

#12 Пользователь онлайн   Исраэль 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 727
  • Регистрация: 27 Июль 07

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 13:35

Просмотр сообщенияblacksee50 (01 Декабрь 2018 - 00:47) писал:

Я довольно быстро запоминаю пьесы, многие мои соученики, когда учился в ДМШ на ф-но, уже отработано до автоматизма исполнение, а вучить наизусть-никак, я же выучиваю наизусть задолго до того, как исполнение будет доведено до необходимого, но раньше не задумывался о мышечной памяти, только сейчас начинаю понимать, почему давно выученную пьесу учительница заставляла играть по нотам.

Просмотр сообщенияИсраэль (30 Ноябрь 2018 - 22:11) писал:

Просмотр сообщенияmikegor (30 Ноябрь 2018 - 21:16) писал:

Я, в общем-то, делаю то же самое. Плюс к этому я запоминаю гармоническую схему, и все ноты привязываю к аппликатурам аккордов.

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая. Кроме того, если во время исполнения эта память подвела, нужно начинать играть с начала. Нужно учить мозгами и об этом и пишет Gluha. Мне эту разницу объяснила когда-то более опытная чем я пианистка.

Кстати, я после 12-13 лет необщения с гитарой многие пьесы вспомнил именно руками, однажды исполнив по нотам. Кое что забыл, но немногое. "Степь да степь" Ларичева, "Песню Гондольера" Мендельсона-Таррега придется учить заново. Я уча пьесу играю ее раз в день, пока не выучу наизусть, затем начинаю увеличивать количество проигрываний, но всегда играю от начала до конца. Исключение-Чакона Генделя. Ее я учил по-частям, разделив на две. Сначала первые вариации до триолей. Затем триоли и шестнадцатые. Но это самая сложная пока в моем репертуаре.

Мышечная память тоже имеет важное значение, но тут вопрос - можете ли Вы начать пьесу с любой ноты?

Сообщение отредактировал Исраэль: 01 Декабрь 2018 - 13:37

0

#13 Пользователь офлайн   Катаксей 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 722
  • Регистрация: 04 Июнь 11

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 16:05

Просмотр сообщенияИсраэль (01 Декабрь 2018 - 13:35) писал:

Мышечная память тоже имеет важное значение, но тут вопрос - можете ли Вы начать пьесу с любой ноты?


Простому любителю выпадает начать пьесу с любой ноты примерно
один раз в 10 лет. :D Если такой случай выпал, то можно и в ноты заглянуть. :)
0

#14 Пользователь офлайн   d989417 

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 11
  • Регистрация: 04 Сентябрь 18

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 18:05

Просмотр сообщенияИсраэль (30 Ноябрь 2018 - 22:11) писал:

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая.


Не, мышечная память нормальная по длительности - я, например, через 20 лет перерыва вспомнил пьесу чисто мышечной памятью. Я бы сказал, что она нестабильная - то работает, то нет. Причем чем сильнее пытаешься вспомнить - тем хуже она работает. А вот если знаешь следующую ноту - тут и мышечная память включается.

Просмотр сообщенияКатаксей (01 Декабрь 2018 - 16:05) писал:

Простому любителю выпадает начать пьесу с любой ноты примерно
один раз в 10 лет. :D Если такой случай выпал, то можно и в ноты заглянуть. :)


Умение начать с любой ноты нужно когда собьешься - просто делаешь умное лицо, играешь какую-нибудь ноту пока вспоминаешь - и продолжаешь играть как будто так и задумано. А сбиваются любители почаще, чем раз в 10 лет :)
0

#15 Пользователь онлайн   Исраэль 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 727
  • Регистрация: 27 Июль 07

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 19:41

Просмотр сообщенияd989417 (01 Декабрь 2018 - 18:05) писал:

Просмотр сообщенияИсраэль (30 Ноябрь 2018 - 22:11) писал:

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая.


Не, мышечная память нормальная по длительности - я, например, через 20 лет перерыва вспомнил пьесу чисто мышечной памятью. Я бы сказал, что она нестабильная - то работает, то нет. Причем чем сильнее пытаешься вспомнить - тем хуже она работает. А вот если знаешь следующую ноту - тут и мышечная память включается.

Просмотр сообщенияКатаксей (01 Декабрь 2018 - 16:05) писал:

Простому любителю выпадает начать пьесу с любой ноты примерно
один раз в 10 лет. :D Если такой случай выпал, то можно и в ноты заглянуть. :)


Умение начать с любой ноты нужно когда собьешься - просто делаешь умное лицо, играешь какую-нибудь ноту пока вспоминаешь - и продолжаешь играть как будто так и задумано. А сбиваются любители почаще, чем раз в 10 лет :)

Сбиваются и великие. Я был на концерте Брима и Вильямса, они сбивались, особенно Брим. Мне рассказали о концерте Сеговии, на котором он не смог доиграть одну из пьес. Есть запись в You Tube на которой Пепе Ромеро сбился в Алгамбре. Если ноты в голове, можно продолжить, что мастера и делали.
0

#16 Пользователь офлайн   Катаксей 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 722
  • Регистрация: 04 Июнь 11

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 20:39

Я думаю, что, если вы очень много раз исполняли вещь,
то она настолько въелась вам в голову, в пальцы (в кишки, в печенки...),
что вы легко можете начать играть ее с любого места и в любое время суток. :)
0

#17 Пользователь офлайн   mikegor 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 622
  • Регистрация: 08 Март 11

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 21:42

Просмотр сообщенияИсраэль (30 Ноябрь 2018 - 22:11) писал:

Просмотр сообщенияmikegor (30 Ноябрь 2018 - 21:16) писал:

Я, в общем-то, делаю то же самое. Плюс к этому я запоминаю гармоническую схему, и все ноты привязываю к аппликатурам аккордов.

Катаксей mikegor вы оба выучиваете пьесы мышечной памятью, а она не долгая. Кроме того, если во время исполнения эта память подвела, нужно начинать играть с начала. Нужно учить мозгами и об этом и пишет Gluha. Мне эту разницу объяснила когда-то более опытная чем я пианистка.

Исраэль, вы в значительной мере правы. Действительно, я нередко сталкивался с тем, как мышечная память подводит, а голова не помнит текста. Но вторая часть моего поста - это как раз об элементах работы головы. Если в голове есть хотя бы гармоническая схема, это помогает.
0

#18 Пользователь офлайн   Maxim 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 062
  • Регистрация: 28 Июль 05

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 21:44

Исраэль, а как тогда аккорды в голову уложить? Слишком много нот ведь.
0

#19 Пользователь онлайн   Исраэль 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 727
  • Регистрация: 27 Июль 07

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 22:40

Просмотр сообщенияMaxim (01 Декабрь 2018 - 21:44) писал:

Исраэль, а как тогда аккорды в голову уложить? Слишком много нот ведь.

Существует всего 7 аккордов, ну там мажор и минор, но разница всего в одном звуке.Это легко запомнить.
0

#20 Пользователь офлайн   bugrov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 748
  • Регистрация: 10 Май 14

Отправлено 01 Декабрь 2018 - 23:13

Во время разучивания полезно пьесу проигрывать в воображении во время, например, прогулок. Для контроля надежности запоминания хорошо попробовать записать пьесу нотами по памяти. А в этом деле без развитого музыкального слуха не обойтись, это как диктант, но немного легче, ибо не надо запоминать за десять проигрываний, надо записать уже запомненную музыку. И еще неплохо бы уметь играть по слуху: музыку запомнил - значит, пьеса выучена.

Сообщение отредактировал bugrov: 01 Декабрь 2018 - 23:19

1

Поделиться темой:


  • 6 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

3 человек читают эту тему
1 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей

  1. Исраэль