Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: Принципы корректного обучения на гитаре, книга - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

  • 12 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Принципы корректного обучения на гитаре, книга Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 06 Декабрь 2011 - 01:45

В продолжение наших бесед о методиках обучения представляю Вашему вниманию на мой взгляд интересную книгу, "Принципы корректного обучения на гитаре" (Корректного, так как слово правильный уже приелось)

http://www.4shared.c...as_TPoCPfG.html


Эта книга на английском, но ее стоит перевести на русский язык (хотя бы главы с основными идеями автора), так как принципы, изложенные в ней, хотя и просты, но для многих гитаристов (я, конечно, не считал, но судя по откликам гитаристов и студентов - гитаристов) послужили толчком для переосмысления подходов к занятиям и вывели их на качественно новый исполнительский уровень.
Не скажу, что в книге сделаны какие-то особенные открытия, но прочитать ее, мне кажется, будет полезно всем, кто все еще ищет подходы к эффективному обучению и желает повысить отказоустойчивость исполнения пьес, особенно, при большом репертуаре.
2

#2 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 14 Декабрь 2011 - 22:32

Итак, благодаря Loll у нас появился перевод первой главы (http://ifolder.ru/27582192):

Однажды человек пришел к учителю Дзен и спросил: «Учитель, не могли бы вы написать мне несколько высокомудрых изречений?» Учитель взял кисть и написал: «Внимание». «И это все?» - спросил человек. Учитель написал: «Внимание. Внимание». «Ну, - сказал человек, - Не слишком глубока мысль в написанном вами». Учитель продолжил писать: «Внимание. Внимание. Внимание». Рассерженный человек переспросил: «Что означает слово «внимание»?» Учитель пристально посмотрел ему в глаза и сказал: «Внимание – значит внимание».
Притча Дзен

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЖЕЛАНИЕ, ВНИМАНИЕ И ЗНАНИЕ


Желание, внимание и осведомленность – это три вещи, которые необходимо иметь в виду, начиная ваш путь к достижению мастерства в игре на гитаре. Каждый пункт проистекает из другого.

ЖЕЛАНИЕ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Я понимаю, что могу дать ученикам все, что им нужно, чтобы научиться хорошо играть. За одним исключением. Фактически, речь идет о самом необходимом, что вам нужно для такого дела как обучение игре на гитаре. О желании. Вы непременно должны чувствовать, что это вам необходимо, неважно, учитесь ли вы как любитель или профессионально.
Когда я вижу это желание в людях, оно отзывается во мне восхищением. К несчастью, одного желания недостаточно. На самом деле я часто встречал людей, которые имели желание, но теряли его, недовольные медленным прогрессом в их попытках научиться играть на гитаре. Они решали, что не обладают талантом и бросали занятия. Также я встречал много людей, которые годами играли плохо, но были мужественны и не теряли надежды, что все их проблемы со временем буду преодолены. И однажды удастся получить удовлетворение и наслаждение от игры, и достичь хорошего звучания! Однажды они не опозорятся, играя перед публикой.

Люди, бросающие занятия и те, кто продолжает без особого успеха играть год за годом, предполагают, что у великих музыкантов есть какие-то особые способности, которых, к несчастью, лишены они сами. Это звучит обескураживающе. Тем не менее я думаю, что метод, изложенный в этой книге, поможет любому. Я пишу свою книгу в особенности для тех, кто страдает от неудовлетворенности, чтобы они поняли, что проблемы не в недостатке способностей. Просто эти люди не имеют правильной информации о том, как нужно заниматься, чтобы достигнуть результатов.
Желание играть на гитаре подвигает вас в путь, а в сочетании с правильной информацией о технике игры ваше желание возрастет и поведет вас все дальше. Я рад сообщит вам, что если вы усвоите и используете методы из этой книги, у вас будет средство достичь в игре на гитаре того результата, которого вы пожелаете.


ВНИМАНИЕ И ЗНАНИЕ: ЦЕНА, КОТОРУЮ ВЫ ПЛАТИТЕ, И ЧТО ВЫ ЗА НЕЕ ПОЛУЧАЕТЕ

Желание играть – первое, чего я требую от ученика в качестве каждодневной дани для того, чтобы хорошо играть. Многие ученики неохотно платят эту дань. Я не говорю о времени, потраченном на занятия. Я говорю о мысленном настрое и концентрации, которые требуются для достижения ЗНАНИЯ, необходимого для хорошей игры и для удовольствия от постоянного развития. Вы формируете понимание, когда учитесь работать со ВНИМАНИЕМ.
Звучит просто, не правда ли? И это первая вещь, которую мне приходится преподать большинству учеников. Обычно нужно указывать им, если они занимаются без должного внимания, не прикладывают умственных усилий. Они упускают все моменты, которые следует заметить, те, что развивают необходимые «ощущения», требующиеся для контроля работы пальцев.

Я верю, что любой может научиться играть на гитаре так хорошо, как захочет, если он согласиться заплатить эту цену. Мы обычно думаем, что для успешной игры нужны только часы занятий. И тем не менее я наблюдал за теми, кто потратил годы на обучение, а играют по-прежнему плохо. Выходит, что время, проведенное за занятиями – еще не все. Нет, упражнения требуют дополнительной работы. Важны не просто движения пальцами, гораздо существеннее то, что происходит у вас в мозгу, то, на что направлено ваше внимание. Вот почему речь идет о внимании.
Существует афоризм: «гениальность - есть внимание к деталям». Если вы по-настоящему понимаете его суть, то увидите, что каждый может стать гением. Лучше понять поздно, чем никогда. То, что мы называем гением, - это результат большой компетентности и восприимчивости в определенной области, достигнутое постоянной концентрацией внимания во время усердных занятий.
Один из главных мифов и недоразумений, который я хочу развенчать – это мысль, что долгая практика является ключом к прекрасной игре. Неважно, сколько времени вы занимаетесь, если вы не знаете, как правильно работать и что нужно делать - пятнадцать минут правильных упражнений дадут вам больше, чем 5 часов неправильных, бездумных. Важно, что неправильные занятия не принесут вам пользы вообще. Они только поспособствуют вашей плохой игре.

КАК ПОСТРОЕНА ЭТА КНИГА

В этой книге рассматриваются три аспекта: методические основы, средства и упражнения.
Методические основы – это сведения, которые вы должны узнать и понять, касающиеся работы мышц и их тренировки. Вы должны освоить эту информацию, чтобы потом использовать средства.
Средства – это особенности подхода к занятиям, которые помогут достичь результата, то есть решения проблем.
( Вы увидите, что занятия – это ни что иное как серия открытий и процесс решения проблем ) Важнее всего, что средства приведут вас к открытию и испытанию правильных ощущений необходимых для выполнения различных движений, используемых при игре.
Упражнения – занятия, выполняемые с использованием такого подхода, – служат развитию и закреплению техники. Не следует выполнять упражнения и ждать успеха, пока вы не испытали правильных ощущений, которые рекомендованы методикой.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ: ОТКРЫТИЕ ОЩУЩЕНИЙ
Все великие исполнители уделяли особое внимание тому, что делают. И по прошествии лет они становились исключительно сведущими в ощущениях, незнакомых большинству людей. Эти ощущения, или квалификация, абсолютно необходимы для успешного осуществления любой деятельности, будь то пение, игра на фортепиано, скрипке, гитаре или даже посещение в гольф-клуба.
За годы преподавательской работы я заметил, что самые важные качества гитариста-ученика – это желание работать и способность сосредотачиваться, то есть концентрировать внимание. Я также заметил, что ученикам чаще всего не хватает осознания, на чем именно сконцентрировать внимание. Это в значительной степени справедливо и в отношении меня самого. И только открыв для себя это явление, я смог развить в себе тот опыт ощущений, который и ведет к хорошей игре.

ТЕХНИКА, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Техника, кстати, это слово, которое вы постоянно слышите в разговорах об игре на инструменте. На самом деле оно означает «что и как вы делаете, чтобы достичь желаемого». Конечно, «как вы делаете то, что делаете» приобретает особый смысл, когда речь идет об игре на гитаре. Мы хотим обладать хорошей техникой, это значит, что извлечем из гитары то, что нам хочется, наиболее экономным путем, без лишней траты сил, без лишних переживаний по части «играющего механизма», то есть, частей тела, задействованных в игре на гитаре. Хорошая техника подобна гоночной машине, налаженной так, что каждое действие выполняется наилучшим образом, для достижения максимальной отдачи. Плохая техника подобна… ну, вы понимаете!
Важно понять, что, когда вы видите хорошего исполнителя, делающего что-то вам недоступное, это связано не с тем, что у него талант, а у вас – нет. Дело в том, что он работает иначе, чем вы. Вы можете сбиться на определенной скорости и не знать, что виной тому ваше напряженное плечо, которое мешает вам контролировать пальцы. Человек, который на ваших глазах отлично играет, вполне расслаблен. Он уже обратил достаточное внимание на свои напряжения и избавился от них. Его опыт совсем не тот, что у вас. Если бы он действовал, как вы, он не смог бы точно то же и так же!
Я твердо уверен, что каждый может научиться играть на гитаре так хорошо, как сам захочет, если получит правильную информацию и использует правильный подход.
Желание
+
Правильная информация
+
Правильная работа

Способности к игре

Уверенность

Возрастающее желание
3

#3 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 14 Декабрь 2011 - 22:51

Я позволил себе изменить пару слов в переводе, если я ошибся, то я, конечно, восстановлю "статус-кво"
0

#4 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 06:30

Просмотр сообщенияMischa (14 Декабрь 2011 - 22:51) писал:

Я позволил себе изменить пару слов в переводе, если я ошибся, то я, конечно, восстановлю "статус-кво"

Миша, а что и где? :) А то я ведь не помню наизусть весь текст. Понимаю, что шероховатостей достаточно, хотелось бы знать точнее, какие слова вызвали вопросы или показались неудачными.
А верстку продолжить в такой форме, как в оригинале или попроще? Там текст в рамочках - всего лишь цитаты из близлежащего абзаца, смысл в них "морковочно-веревочный", привлечь дополнительное внимание тупариков. :) На будущее откажемся от рамочек? Или оставим?

ЗЫ
А, одно вижу: "знание" в первом заголовке. Честно говоря, в переводе этих его заглавных терминов я и сама пока сомневаюсь, всю книгу сразу лень прочесть, а перевод этих слов у меня изменялся по мере продвижения по контексту. Да, "знание" звучит вполне убедительно.
0

#5 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 14:35

Перевод вполне читабелен. Кроме "знания" я поменял буквально 2 слова. Так что все ок.
0

#6 Пользователь онлайн   alisssa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 052
  • Регистрация: 15 Февраль 06

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 17:03

Просмотр сообщенияLolll (15 Декабрь 2011 - 06:30) писал:


А, одно вижу: "знание" в первом заголовке. Да, "знание" звучит вполне убедительно.

А по-моему, наиболее точно будет слово "осознанность". Да и эл. переводчик переводит, как осознание. Желание, внимание и осознанность. Понимание и знание - это не совсем то. Тем более, что автор симпатизирует, как видно из эпиграфа, дзенским притчам, а у них понятие осознанности во главе угла :D
0

#7 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 19:47

Просмотр сообщенияalisssa (15 Декабрь 2011 - 17:03) писал:


А по-моему, наиболее точно будет слово "осознанность". Да и эл. переводчик переводит, как осознание. Желание, внимание и осознанность. Понимание и знание - это не совсем то. Тем более, что автор симпатизирует, как видно из эпиграфа, дзенским притчам, а у них понятие осознанности во главе угла :D

Согласна, я как раз тоже об этом подумала сегодня, вспоминая Мишину правку. Хотя на мой взгляд понимание и осознанность - синонимы, по крайней мере одно из значений слова "понимание" совпадает с "осознанностью".
Чего-то я закрутилась и некогда заглянуть в текст (а он у меня на флешке, не под рукой). Но задним числом мне помнится, что автор всю речь ведет именно о необходимости осознавать-понимать, что делаешь, а не просто тупо месить струны.
Английское слово там было awareness, переводится как "информированность, осведомленность, искушенность".
Впрочем, вносить исправления никогда не поздно.
0

#8 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 20:10

А я не согласен. Имеется ввиду информированность, Возможно, во второй главе будет расшифровка
0

#9 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 20:14

Просмотр сообщенияMischa (15 Декабрь 2011 - 20:10) писал:

А я не согласен. Имеется ввиду информированность, Возможно, во второй главе будет расшифровка

"Информированность" применительно к освоению исполнительской техники мне как-то не нравится. В этом контексте. Впрочем, когда покопаюсь во второй главе, обязательно подумаю над этим термином еще, не все еще в голове устаканилось.
0

#10 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 20:34

Поэтому я и выбрал "знание", "знания" и пр..

Хотя, все это не так важно...
0

#11 Пользователь офлайн   Павлов 

  • суперюзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

Отправлено 15 Декабрь 2011 - 22:03

Всё же слово "корректный" в названии не к месту. ИМХО. Можно, например, подумать по названию, что предлагается с общаться учеником вежливо...
А синоним какой-нибудь ещё есть?
0

#12 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 00:24

Можно вообще без этого слова, принципы обучения на гитаре
0

#13 Пользователь офлайн   VVS 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 134
  • Регистрация: 25 Май 06

Отправлено 16 Декабрь 2011 - 23:36

Извините, что вмешиваюсь. Небольшое уточнение.
Желание
+
Правильная информация
+
Правильная работа

Способности к игре

Уверенность

Возросшее желание

То есть первоначальное желание играть хорошо + владение правильной информацией + правильно построенные занятия. Всё это ведёт к способности играть, уверенности и, наконец, как результат возросшее желание.

Если бы автор имел в виду возрастающее желание, то написал бы Increasing Desire.
В предисловии он пишет: "Конечно, я понимаю, что студент действительно хочет играть хорошо и готов работать в этом направлении (вот почему первая глава о желании). Я убедился, что это верно почти всегда. Студентам просто надо увидеть результаты, чтобы у них появилась уверенность в том, что они могут это делать и затем они будут выполнять всю необходимую работу."
Чуть ниже автор рассуждает о двух причинах, которые создают трудности при обучении игре на гитаре.
Во-первых, это неосведомлённость о механизмах игры (какие части тела участвуют в процессе игры) и как это всё должно работать.
Во-вторых, это отсутствие систематического подхода к практическим занятиям, что позволило бы тренировать мышцы и нервные окончания работать должным образом.
В общем цель этой книги дать понимание такого правильного подхода. Желание; понимание того, что происходит во время игры; правильный систематический подход к занятиям. Основное внимание уделено практике. Practice в переводе означает практика, тренировка, упражнение. Поэтому, наверное, можно перевести название книги как
"Принципы правильного проведения (построения) практических занятий при обучении игре на гитаре" или "Принципы правильной организации занятий..."
1

#14 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 17 Декабрь 2011 - 07:33

Просмотр сообщенияVVS (16 Декабрь 2011 - 23:36) писал:


Возросшее желание

Пусть будет. По-русски разница не столь велика, чтобы спорить.

Просмотр сообщенияVVS (16 Декабрь 2011 - 23:36) писал:

В предисловии он пишет: "Конечно, я понимаю, что студент...

Все-таки - ученик, учащийся. По-русски "студент" - это учащийся высшего учебного заведения.


Выкладываю начало второй главы. Пока она не готова целиком, файл заливать не буду. Или нужно?


ГЛАВА ВТОРАЯ
МЫШЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ ПАЛЬЦЕВ
Ваши пальцы, как и любая мышца вашего тела обладают этой восхитительной способностью «запоминать» все, что делают. Все мы используем это свойство мышц разным образом в различных областях деятельности. Все мы знаем, что плотник сделает несколько подготовительных движений молотком, прежде чем ударит по гвоздю. Он медленно поднесет молоток к шляпке гвоздя, примериваясь рукой и молотком к нужной траектории быстрого и сильного удара. Затем, после примерочных движений, он выполнит удар. Мышцы «помнят» путь, который они проделали на медленной скорости и без затруднений повторят это же движение, точно забив гвоздь.
Тот же самый процесс происходит при игре на инструменте. Играющий совершает разные движения пальцами, чтобы достичь точного результата. Если движения выполняются медленно и точно, без излишнего напряжения задействованных мышц, пальцы без проблем повторят их и с более высокой скоростью. Почему медленно? Потому что это единственная возможность мысленно контролировать пальцы и заставить их выполнить желаемое, а также свести чрезмерное напряжение к минимуму или полностью избавиться от него. Вот почему плотник выполняет предварительные движения медленно, таким образом он контролирует траекторию молотка. На самом деле он дает возможность мышцам опробовать и приспособиться к необходимому для аккуратного забивания гвоздя движению. Что бы ни выполнили ваши пальцы медленно, в состоянии полной расслабленности, то же самое они способны повторить и очень быстро, при условии, что вы достаточно и совершенно правильно тренировали это движение.
Эта способность мышц и нашей нервной системы запоминать и повторять ранее сделанные движения является основой обучения на гитаре или любом другом инструменте и называется мышечной памятью.
Важно понять, что это не особый секрет, которым обладают отдельные люди. Мы все и всегда делаем так, но вы должны понять и соблюдать это, когда вы занимаетесь, чтобы занятия были эффективны и приносили результат. Великие музыканты понимают это и работают в меру понимания. И вы можете!
Мышечная память – великая вещь, но она может работать как на вас, так и против вас, потому что, если вы сперва сделаете правильное движение, затем – неправильное, а затем – то правильные, то неправильные, вы собьете пальцы с толку. Именно это делает множество людей, занимаясь, и поэтому они добиваются скромных или неудовлетворительных результатов и большого неудовольствия.
Во время занятий они не заставляют пальцы выполнять правильные движения. Они позволяют пальцам работать хаотично и неаккуратно. Десять раз проигрывая отрывок, пальцы могут сделать это десятью разными способами (а в результате – различные ошибки, фальшивые ноты или сбои). Обычно учащийся и не знает, что играет десятью способами. Это может быть что-то относительно обычное, вроде игры разной аппликатурой, или более тонкое, например, напряжение разных групп мышц. Учащемуся незаметна разница, а бедным пальцам – заметна! Когда музыкант затем пытается сыграть этот отрывок кому-либо, то, откуда пальцам знать, каким из десяти вариантов он решит сделать это?
Это подводит к очень полезному определению правильных занятий. Правильные занятия состоят в точном знании, что делать, и в том, чтобы заставить ваши пальцы уверенно это выполнить. Это означает, что вы должны знать, что следует делать пальцам и затем заставить их выполнять это снова и снова. Иными словами, «делай правильно, и все будет в порядке».
Ключ к знанию, как правильно заниматься, состоит в понимании, что пальцы – ваши преданные слуги и друзья. У них прекрасная память, но нет сознания как такового, они запомнят и повторят все, что бы ни делали, но они не видят разницы между правильным и неправильным. Они столь же охотно сделают неправильное движение, сколь и правильное, они делают только то, чему вы их научили (конечно, они охотнее сделают правильно, но дело в том, что у них нет выбора, они могут только повторять тоже, что и всегда). Поскольку они не знают, правильные движения вы заставляете их делать или неправильные, решать можете только вы. Это ваша задача – убедиться, что работаете правильно.

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ С ПРЕДЕЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ
Состояния напряжения и расслабления – одна из самых сложных для понимания вещей. Однажды я видел девушку, так напрягавшую при игре правое плечо, что оно вздергивалось к ее уху! Всегда стараясь помочь, я указал ей на это, когда она закончила. Опустив плечо на несколько дюймов, до нормального положения, она ответила, что я ошибаюсь, она вовсе не напряжена, а очень расслаблена!
Причина ее заблуждения в том, что мы очень быстро привыкаем к своим ощущениям и считаем их нормальными. Мы никогда не задаемся вопросом, какие напряжения испытываем, осваивая новые навыки на гитаре и, фактически, считаем их составляющей навыка. Часто так и есть, но напряжение не должно оставаться таким сильным. Мы должны учиться выполнять движения без лишних усилий.
Однако, когда мы в первый раз делаем что-то, никак нельзя обойтись без излишнего напряжения. Ошибка в том, что мы считаем напряжение непременным условием и не догадываемся, как можно достигнуть уровня, когда результат будет достигнут без пыхтения, сопения и натуги. Часто желаемая сила мышц или растяжка достигается только правильным подходом.
Конечно, если мы продолжаем тренировать новый прием , считая напряжение и усилие его неотъемлемой частью, это усилие становится привычным и ведет к еще большему напряжению и стрессу. Так мы попадаем в порочный круг, который ведет к неудовлетворенности и плохой игре.
Таким образом излишнее напряжение, которое каждый опытный исполнитель знает как одну из причин затруднений в игре, остается для нас белым пятном. Обычно мы видим только результат напряжения, нашу ошибку в игре. Часто бывает, что мы и ее не видим, потому что стараемся не замечать своих проблем.
Короче, правильный подход в работе с «ошибками», коренящимися в напряжении, – это очень медленное повторять движение, полностью сосредоточившись на поддержании всех мышц расслабленными. С каждым повтором мышцы запоминают способ расслабленного движения, и вы достигаете желаемого результата.

ДРУЖИТЕ СО СВОИМИ ПАЛЬЦАМИ
Как я говорил выше, ваши пальцы могут быть как вашими лучшими друзьями, так и злейшими врагами. Кем они станут, зависит от внимания, которое вы им уделите и от того, насколько вы их узнаете в процессе занятий и игры. Как всегда. Никому не нравится, когда на него не обращают на него внимания, не интересуются его мыслями и чувствами. Ваши пальцыне исключение.
Мне приходилось видеть людей, игравших пальцами, как клешней, напрягая мышцы до каменного состояния. Они даже не пытались остановиться и заметить это, но наоборот старались принудить свои бедные пальцы достичь нужного результата, а играли они самым жалким образом. Как и всегда в жизни: что посеешь, то и пожнешь.
4

#15 Пользователь офлайн   VVS 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 134
  • Регистрация: 25 Май 06

Отправлено 17 Декабрь 2011 - 09:30

Lolll
Я написал это не ради спора. Просто человек сознательно акцентирует внимание на слове желание. Возможно, подобные мелочи помогут кому-то лучше понять ход мыслей автора.
Вы же знаете, иногда слушаешь человека, говорящего на английском языке, понимаешь ход его мыслей и задумываешься, как точно перевести, чтобы передать точно его мысли. Порой это нелегко.
Иногда такие нюансы имеют значение. Наверное, в данном случае это не принципиально, всё понятно и так.
Спасибо за перевод, отличная работа!
0

#16 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 18 Декабрь 2011 - 14:08

Просмотр сообщенияVVS (17 Декабрь 2011 - 09:30) писал:

Lolll
Я написал это не ради спора. Просто человек сознательно акцентирует внимание на слове желание. Возможно, подобные мелочи помогут кому-то лучше понять ход мыслей автора.
Вы же знаете, иногда слушаешь человека, говорящего на английском языке, понимаешь ход его мыслей и задумываешься, как точно перевести, чтобы передать точно его мысли. Порой это нелегко.
Иногда такие нюансы имеют значение. Наверное, в данном случае это не принципиально, всё понятно и так.
Спасибо за перевод, отличная работа!


Да, согласна с вами. Я тоже в переводе стараюсь передать именно ход мысли и выразить его на более-менее правильном русском. А не переводить буквально. Это весьма нелегко! :)
А недопонимание в нюансах неизбежно. Мы и на родном-то языке иногда не понимаем друг друга, говоря об одних и тех же вещах. Для этого переводы и выкладываются на обсуждение, чтобы общими усилиями исправлять неточности.
Конкретно о "возросшем - возрастающем", мы просто слегка под разным углом взглянули на "смысл". Я невольно пошла за идеей, что обучение - процесс долгий, если не пожизненный. И желание сопровождает его (и возрастает) по мере продвижения.

Вот, перевела еще страничку. Думаю, что лучше сразу выложить, а не копить до момента перевода всей главы, она довольно длинная.


СОХРАНЯЙТЕ ВЗГЛЯД НОВИЧКА
Я всегда применяю к гитаре учение Дзен. Концепцию «Взгляда Новичка». Очевидно, что любой задаче, которую мы выполнили один раз, во второй раз мы уже не уделяем полного внимания. Во второй раз мы обычно воспринимаем не сам предмет, а наше воспоминание о нем. Далее, с каждым повторением, мы становимся все более и более глухи к выполняемому действию или ощущению. Это относится к любой сфере деятельности и, разумеется, к гитаре.
Больше всего помог мне в игре на гитаре прием, когда я в классе поднимаю глаза и говорю: «Я не знаю, как играть на гитаре!» И это после 25-летнего опыта игры! Разумеется, этот прием вызывает закономерные вопросы и комментарии моих учеников, но меня он отлично настраивает на обнаружение многих новых моментов, которые я не замечал, потому что считал, что я это уже знаю.
Каждый раз, когда я прикасаюсь к гитаре, я представляю, что это в первый раз. И вам я рекомендую то же самое.
Прислушайтесь к словам Гектора Берлиоза, великого композитора, который был гитаристом, а не пианистом. Он знаменит великолепной и новаторской работой с оркестром. Однажды он слышал довольно обычную музыку одного композитора, очень образованного и ученого, знающего «все», что следует знать о сочинительстве. По окончании Берлиоз печально сказал: «У него есть все. Кроме одного - неискушенности».

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Как я говорил выше, успешно заниматься – значит понимать, как делать правильно, и убедиться, что ты делаешь именно так. Для этого есть два очень эффективных пути. Первый – переключение внимания.
С каждым шагом на вашем пути исполнительского развития вы узнаете о все новых действиях пальцев. Пассажи, арпеджио, восходящее и нисходящее легато, и так далее. Для каждого из этих приемов существуют насущные моменты, которые следует знать: как должны работать пальцы и другие части тела. Я расскажу о многом таком позже.
После того, как вы узнали, как должны происходить ваши занятия техникой, ваша задача убедиться, что вы действуете именно таким образом. По части уменьшения мышечного напряжения важно быть уверенным, что оно отсутствует. Во всех остальных случаях тоже будет несколько моментов, за которыми нужно следить. Зачастую невозможно держать их все в голове одновременно. Значит, вы должны переключать внимание во время занятий. Я представляю себе, что в моей голове – маленький человечек, как часовой на вышке тюремного двора, постоянно смотрит вокруг, следя, не разбежались ли заключенные. Или, ближе к музыке, можно думать о дирижере, видящем и слышащем каждого оркестранта.
Например, напряжение плеча – самая неприятная вещь для исполнителей, препятствующая игре. Во время занятий ваше внимание должно часто возвращаться к этому для проверки происходящего и принятия мер. Очень часто кое-кто играет с постоянно напряженными мышцами плеча и не осознает этого. Даже если он позаботился расслабиться перед началом, напряжение приходит само по себе по мере работы.
Переключение внимания и знание основ обучения и исполнительства – эффективное средство избавления от многих скрытых сложностей и проблем при игре.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Последовательность подобна лазерному лучу, которым внимание фокусируется на пальце или другом органе во время отработки приема или музыкального отрывка. Я использую ее в случаях, когда сложно что-то контролировать, когда неприятный момент происходит сам собой (как напряжение плеча или мышц живота, о чем я поговорю позднее).

Сообщение отредактировал Lolll: 18 Декабрь 2011 - 14:09

3

#17 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 647
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 18 Декабрь 2011 - 14:22

Замечательно, Спасибо!
Особенно понравилось про заключенных.
0

#18 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 20 Декабрь 2011 - 14:53

Просмотр сообщенияMischa (18 Декабрь 2011 - 14:22) писал:

Замечательно, Спасибо!
Особенно понравилось про заключенных.

:) Да, он любит яркие аналогии.

Еще одна страничка из второй главы. Есть у меня небоьшие сомнения по поводу отдельных предложений, но несущественные для общего смысла.

НЕ БЫВАЕТ ОШИБОК, БЫВАЮТ ТОЛЬКО НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для успешных занятий мы должны изменить понимание слова «ошибка». Когда мы ошибаемся, тут же следует эмоциональный отклик. Досада, чувство несостоятельности и, вероятно, мысль, что этого не должно быть или, что это, наверное, больше не повторится. Словно о стихийном бедствии. (Это особенно подходит к случаям, когда мы играем перед кем-то еще, и все слабые места вылезают наружу) .
Фактически всегда есть возможность ошибиться. Ошибка найдет лазейку. Чаще всего не так уж трудно найти причину, если вы знаете, куда смотреть. Если позволить себе, чтобы большой палец жестко торчал в пространстве, как бы компенсируя работу остальных четырех пальцев, неудивительно тогда, что он промахнется при следующем ударе, особенно в быстром темпе.
За годы я усвоил, что все наши ошибки заслуженны нами. На самом деле мы сами создаем для них почву своей манерой заниматься. Они просто результат или следствие нашей работы. Наша работа – и есть причина. Звучит ободряюще, потому что, изменив подход, мы получим иной результат. А значит, мы можем вычислить путь к желаемому результату.
Так что замените слово «ошибка» более точным и практичным выражением. «Ошибка» – это всего лишь нежелательный результат. И никаких лишних переживаний. Наша задача – определиться, какого результата мы хотим, и сообразить, как его добиться в соответствии с нашим пониманием механики игры.

СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ ПАЛЬЦАМИ
Таким образом, мы должны тренироваться отмечать подобные «результаты», выявлять их причины и рассчитывать, как достигнуть другого, желаемого, итога. Основание проследить связь между «эффектом» и «причиной» состоит в том, что при этом мы всегда обнаружим обстоятельства, вызывающие то напряжение мышц, которое необходимо для контроля над получением желаемого результата.
Чтобы этого добиться, мы должны знать обо всех мышцах, участвующие в игре. Имеется в виду все, что выше талии, в особенности плечи, руки, кисти и пальцы. Мы должны следить за пальцами на протяжении всего занятия, чтобы знать, что они делают! Не следить за пальцами – одна из главных ошибок учащихся, и я даже знаю пособия, которые рекомендуют не следить. Это неправильный совет. Как отмечено выше, ваши пальцы учатся в процессе работы и запоминают все, что делают. Если вы не следите за ними, не контролируете их пристально, вы не будете знать, чем они заняты. А если вы следите и уверены, что они работают верно, они будут все больше привыкать к правильным действиям, в отличие от ситуации, когда пальцы предоставлены сами себе.
Многие ошибочно считают, что следить за пальцами – значит, все время смотреть на них во время игры. Они не понимают, что пальцы именно благодаря мышечной памяти запомнят повторяющиеся движения. Я представляю этот процесс, как если бы я брал пальцы за ручку и вел их путем, который предполагаю для них.
Когда вы только начинаете обучаться писать, вы учитесь обводить карандашом пунктирные контуры букв. Это не значит, что в дальнейшем человек не сможет писать без пунктирных линий, а составляет просто тренировку мышц на воспроизведение определенных контуров путем многократного повторения правильных движений. Сперва при помощи пунктирных линий, со временем – без них. Разумно, не правда ли?
Некоторые практикуют жесткий подход. Они заставляют свои пальцы выполнять напряженные удары. Они считают, что пальцы лучше поймут, если их принудить. Это подобно обучению плавать, когда ребенка просто бросают в воду. В какой-то ситуации это может сработать, но знаете, я не смог бы уйти, не убедившись, утонули они или нет!
Нет, суть в том, что нужно быть добрее к своим пальцам, не обращаться с ними так, иначе они вам отомстят, уж поверьте!
Например, я заметил, что неудачно взял ноту. Затем я заметил, что это произошло после того, как второй палец потянулся за первым. Еще я отмечаю, что проблемная нота должна была быть сыграна четвертым пальцем, но он сведен судорогой в результате действий первого и второго пальцев.
Единственный путь к нужному результату – изменить поведение четвертого пальца. Я ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬ ОТРЫВОК РАЗ ЗА РАЗОМ ДОСТАТОЧНО МЕДЛЕННО, ЧТОБЫ Я СМОГ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ ПАЛЕЦ И ЗАСТАВИТЬ ЕГО ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ. Это означает работу в чрезвычайно медленном темпе. Как вы увидите в разделе постановки, это должно означать не прекращение движения, а сохранение определенного положения и расслабление в нем.
Постоянно смотреть на пальцы неправильно, особенно при чтении с листа, когда вы должны смотреть в ноты. Это не тот метод отработки техники, который я бы рекомендовал. При чтении с листа, если вы тщательно натренировали пальцы, следя за ними и руководя ими, они будут работать правильно и не потребуют зрительного контроля.
Обычно, если вы смотрите на пальцы, вам приходится играть по памяти или переводить взгляд с нот на пальцы. А значит, вы сможете работать только над мелкими фрагментами произведения, в манере, которую я опишу ниже под названием «игра без темпа».
Запомните, что работа предполагает знание правильного способа и уверенности, что вы им пользуетесь. Он часто требует пристального слежения за пальцами, чтобы быть уверенным в их точной работе. Вот как нужно правильно их тренировать, не смотря на них.
3

#19 Пользователь онлайн   alisssa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 052
  • Регистрация: 15 Февраль 06

Отправлено 21 Декабрь 2011 - 01:09

А предисловие предполагается переводить? Логичнее было бы с него начать, там ключевые мысли :unsure:
Маленькая поправка -
Многие ошибочно считают, что следить за пальцами – значит, все время смотреть на них во время игры.
Но там скорее как-то вот так -
Многие ошибочно считают, что слежение за пальцами сделает вас навсегда зависимыми от этого во время игры.
И еще просьба, делать абзацы, как в оригинале, чтоб было за что зацепиться глазу, а то все сплошняком трудно читать. Я, например, сразу это себе в ворд загоняю, самой трудно искать промежутки, сверяя с оригиналом :rolleyes:
0

#20 Пользователь онлайн   alisssa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 052
  • Регистрация: 15 Февраль 06

Отправлено 21 Декабрь 2011 - 01:25

И еще неплохо было бы выделять слова и фразы, как у автора, это тоже некоторым образом цепляет глаз. Текст в рамочках уж не надо, наверное, это трудоемко, да и при смене кегля в ворде все съедет нафиг.
0

Поделиться темой:


  • 12 Страниц +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей