Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ: "Техника занятий важнее занятий техникой", наш перевод - Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ

Перейти к содержимому

  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

"Техника занятий важнее занятий техникой", наш перевод Оценка: ***** 4 Голосов

#1 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 13 Январь 2011 - 01:02

Представляю вашему вниманию перевод книги о методике эффективных занятий для музыкантов.

Эту книгу подарил нам и в основном перевел borges. Огромное спасибо!

Предлагаю обсудить заявленные в книге идеи, а также непонятные моменты
(Также будем рады грамотному корректору)

Ссылка для скачивания: http://files.demure....berdasUeben.pdf

Вступление
Изложенные здесь мысли о практике ведут к конкретным советам для ежедневных занятий. Речь идет о разных аспектах практики, которые могут быть проблематичными. Эта книжка предназначена прежде всего студентам консерваторий, для которых практика ежедневная задача, но она будет полезна также и профессиональным музыкантам, учителям, ученикам и любителям. Последняя глава написана для (начинающих) учителей музыки и обращена прямо к их молодым ученикам.
Адресат книги - музыканты всех инструментов, с некоторыми изменениями мои советы пригодятся и певцам. Конечно на практике существуют фундаментальные отличия между занятиями например на пианино и на тромбоне, но это не затрагивает принципов плодородной техники занятий. Следствие улучшенных навыков занятий не только большая эффективность, но и лучшее физическое и духовное самочувствие и основанное самоуважение. Лозунгом этой книжки мог бы быть знаменитое изречение Листа - "Техника занятий важнее занятий техникой". Я желаю всем, что они найдут свой путь! Том де Врее.

Глава 1

Основные требования к занятиям

положительное влияние
Практика ведет не только к выучиванию пьес и мастерству на инструменте, но и к образованию навыков занятий, которые влияют на дальнейшее учение. Таким образом появляется движение по спирали. Поэтому, чуть ли не важнейшая цель целенаправленных занятий в том, чтобы эта спираль продвигалась положительно и чтобы мы при помощи занятий улучшали наше физическое и духовное самочувствие.


Эффективность
Так как время для упражнений всегда ограничено, его надо использовать оптимально - за самое короткое возможное время мы хотим получить наилучший результат. Вот почему мы требуем от нашей практике быть эффективной.

Учение должно быть положительным и эффективным!

Уверенность в себе
Положительное отношение к занятиям должно основываться на основанной самоуверенности. Если мы боимся ошибок или мысленно рассчитываем на них, мы их уже почти сделали. Напротив мы надежно справляемся с определенными, очень простыми заданиями и доверяем нашим способностям. Надо пытаться, расширить это доверие к нашим способностям при помощи занятий на больше и больше техник и на постоянно растущий репертуар, так чтобы мы могли бы быть уверены, что при проигрывании успешно получаются не только "Брат Яков" но и соната Бетховена. Положительная спираль не может основываться на не обоснованной уверенности в себе. Надо быть честным и правильно осознавать себя, чтобы различать между основанной и не основанной уверенностью в свои способности.

Следствия неправильных навыков занятий могут быть очень серьезными и глубокими. Самоуверенность, даже обоснованная, может быть ослаблена. Если музыкант потом пытается бороться со своей неуверенностью при помощи все более и более интенсивных, но не измененных занятий, это ведет его к растущим проблемам, до тех пор, пока он не поверит, что не может вообще ничего и боится играть перед кем-либо. Телесные недуги и ментальные проблемы - следствие этого к сожалению распространенного цикла.

неэффективные занятия
Неэффективные занятия трата ценных времени и энергии и ведут к гораздо худшему результату, чем тот который можно было бы достичь за это время.
Если же мы наоборот занимаемся эффективно и положительно, то мы эффективно используем время и достигаем оптимального результата - достичь большего невозможно. Если мы все-таки не справляемся с задачей, значит она была слишком тяжелой или времени было слишком мало.

Удовлетворение от того что мы оптимально используем время ведет к покою и духовному успокоению, что опять же удачно влияет на дальнейшие занятия и усиливает самоуверенность. Спешка и беспокойство ослабляют духовное успокоение, мешают концентрации и предотвращают физическое расслабленность. Спешка, также как и неэффективные занятия в общем, ведут к более плохим результатам и трате времени и энергии.

Глава 2
Концентрация
Концентрация при занятиях - первая и необходимая предпосылка хороших результатов. Практика без концентрации может привести к тому, что уже достигнутое будет частично потеряно, и при этом не будет добавлено ничего нового. Движения, которые внимательно заучиваются значительно отличаются от движений, которые заучиваются бессмысленно.

Автоматизмы
Кто занимается бессмысленно и только двигает пальцами, думая при этом о другом, очень быстро нарабатывает автоматизмы или рефлексы, которые вообще-то нежелательны. Автоматическое движение очень трудно изменить и всегда требует исполнения не задумываясь. Если хочется при этом следить за ним, оно почти всегда не получается, потому-что оно сохранено не в сознании, но в мышечной памяти.

Мышечная память
Сохранение информации в мышечной памяти, в обход сознания, происходит очень быстро. При заучивании некоторых деталей инструментальной техники мы сознательно используем этот способ учения, так как играть музыку без стандартного набора автоматизмов невозможно. Скорость, с которой они возникают, все же опасна - иногда мы формируем автоматизм, не желая этого. Это происходит прежде всего при неосмысленных повторениях одного и то же пассажа. Наше внимание при этом быстро теряется. Мы же хотим осознанно и полностью располагать выученной музыкой, и не как автомат запускать запрограммированные движения. Поэтому надо ограничить формирование автоматизмов только теми, которые полезны.

Занимайся поэтому только тогда, когда ты можешь хорошо концентрироваться и опасайся частого неизменного повторения маленьких секций!

Отрабатывание (по долгу) определенных часов практики кажется прилежностью и усердием, в действительности же это противоречит сформулированным требованиям. Короткое время занятий с полным вниманием ведет к гораздо лучшим результатам, чем неосознанное (трещание) в течение часов. Речь тут не ведется против прилежности и усердия - это есть и будут хорошие качества студента - но здесь идет речь о занятиях с полным вниманием в любой момент!

Разделение времени и построение программы
Способность к концентрации зависит, между прочим, от физического состояния, материала (темы) упражнения, правильного способа занятий, хорошего разделения времени и продуманной построенияпрограммы. Из этого видно, что улучшить нашу концентрацию можно следующими способами:
1. интересом к задаче
2. постоянные время занятий
3. вариации в задачах и рабочих методах
4. запланированная работа
5. хорошее физическое состояние

К 1): Студент, как минимум, должен видеть пользу поставленной задачи. Настоящий интерес к материалу и энтузиазм конечно еще лучше - что делается охотно, делается хорошо!

К 2): Занимайся постоянно насколько это возможно - хорошие крепкие привычки делают и из концентрации привычку. Такие твердые привычки могут быть растянуты кроме пауз и времени между вставанием и занятиями.

К 3): Не работай слишком долго над одной и той же задачей. Разнообразие помогает не терять внимательность.

К 4): Хороший план занятий основан на знании себя и хорошего обзора материала для учения. Реалистичный план предотвращает спешку.

К 5): Следи за свежим воздухом и приятной, прежде всего не слишком большой, температурой также как и за спокойной обстановкой. Не занимайся на пустой желудок и после обильного приема пищи.

Отвлекающие мысли
Мы можем научиться игнорировать постороннее влияние. Отвлекающим мыслям, появляющимся часто и спонтанно, надо дать придти и уйти и не тратить на них внимания или бороться против них. Если мы пытаемся их прогнать, мы им дарим слишком много внимания. Это можно сравнить с осой в комнате: если не обращать на нее внимания, она обычно улетает сама по себе. Если же пытаться ее выгнать, она становится агрессивной и быстро требует все внимание!
Пытайся так углубиться в занятие, чтобы у отвлекающих мыслей не было и шанса. Иногда все-таки одна такая мысль становится такой сильной, что будет лучше временно приостановить занятия (забыли позвонить кому-нибудь или вопрос о выключенной плите).


Ментальная тренинг
При маленьких помехах концентрации хорошая помогает "ментальный тренинг". Достаточно нескольких секунд, чтобы восстановить концентрацию. Ментальный тренинг означает - точно представить себе как что-то должно звучать, какие движения необходимы и как они ощущаются, в действительности не играя при этом и не делая движений. Это можно делать с нотами перед глазами или без них. Последний метод - отличный способ, которым можно заниматься везде и всегда. В общем можно сказать, что все, что можно думать и представить, можно также и играть, хотя иногда пальцы двигаются быстрее, чем можно думать и некоторые движения становятся неосознанными рефлексами.


Глава 3
Фазы занятий

В промежутке между первой встречей с пьесой и ее обузданием должен постоянно видоизменяться метод занятий. Процесс занятий можно разделить на несколько фаз. Надо постоянно спрашивать себя, в какой фазе вы находитесь, чтобы соответственно изменить способ работы.

Одна из частых причин проблем в том, что уже в начале разучивания пьесы заучиваются и устанавливаются всевозможные музыкальные и технические аспекты, которые позже надо будет изменить; техники консолидации используются в фазе, в которой еще не достаточно обдуманы фундаментальные вещи. Поздние изменения могут стать необходимыми, когда придет понимание композиции, связи между отдельными частями и т.д.. Чем усерднее студент закрепляет разные вещи уже в начале, тем сложнее будет для него изменить их позже.

Не закрепляй ничего, что позже тебе возможно придется изменять!

Только когда ты познакомился со всей композицией и хорошо обдумал музыкальное исполнение и техническую реализацию;

только когда серьезно продумал все музыкальные и технические аспекты реализации,

только тогда

надо заниматься так, чтобы элементы пьесы более или менее закрепились.

Мы проходим разные фазы занятий как в большом (недели, месяцы, даже год), когда мы работаем над большим произведением так и в маленьком масштабе, если мы работаем над маленьким аспектом.

Фазы занятий таковы -
1. фаза подготовки
2. фаза соединения
3. фаза консолидации
4. фаза покоя

1. Фаза подготовки
В этой фазе надо сформировать представление о пьесе и о том, что необходимо для ее игры.
Первое впечатление часто играет решающую роль. От него нелегко избавиться и поэтому оно должно быть наиболее "правильным".
Ты можешь поступать так:
-сначала спокойно прочитай нотный текст и попытайся создать внутреннею картину музыки;
-в первый раз играй пьесы всегда целиком
-при этом выбери не слишком медленный темп, чтобы не терялась музыкальная связь и у тебя появилось впечатление о необходимой технике;
-фальшивые ноты и технические промахи не должны тебе мешать. Ограничь количество проигрывания от начала до конца до двух раз, чтобы не создавать неправильных привычек

После этого первого знакомства станет уже приблизительно ясно, какие части проблематичны. Прежде всего надо заняться с полной внимательностью этими частями, чтобы дать им фору. Важно работать не только над первым сложным местом, но над несколькими одновременно. Техническую программу (гаммы, аккорды и т.д.) надо подстроить под требования новой пьесы.

Если работать таким образом, пьеса не будет расти от головы к хвосту, но от глобального к детальному. Сохраняется лучший обзор связей, если работать одновременно над несколькими частями и аспектами. Кроме этого предотвращается слишком известный феномен, когда начало пьесы хорошо известно, но при дальнейшей игре вы вступаете неизвестную территорию.

Интерпретация

Перед закреплением техники надо обдумать исполнение, интерпретацию и стиль, так как
разное исполнение требует разной техники.

Образ действий, когда сначала вырабатывается техника чтобы потом "добавить" исполнение, очень неэффективен и в принципе невозможен, так как игра "без интерпретации" - это игра с неправильной интерпретацией.

Точки опоры
Если с самого начала наизусть учить разбросанные фрагменты, то таким образом можно построить каркас из “точек опоры” и небольших частей, к которому прикрепится пьеса. Для этого следует конечно выбирать не самые проблематичные части.

2. Фаза соединения

Соединить в единое целое
В этой фазе должно возникнуть представление о композиции в целом; отдельные части нанизываются друг на друга.

Ты можешь поступать так:
-играй [Satz то есть отдельную законченную часть произведения - например менуэт из симфонии, ларго сонаты и т.д.] или его большую часть, повторяя, можно чередовать медленный темп с окончательным темпом (при быстрых частях)
-иногда играй в слишком быстром темпе, чтобы обнаружить слабые места
-заучивай большие части пьесы ментально (смотри конец 2-ой главы)

3. Фаза консолидации

Закрепление
В этой фазе закрепляется достигнутое, поэтому представление, сделанное нами о пьесе, должно быть стабильным. В этой фазе пьеса выучивается полностью, что не должно означать, что необходимо знать ее наизусть.

Чтобы закрепить пьесу ты можешь делать следующее:
-изменять артикуляцию
-изменять динамику
-начинать в середине, а не в начале
-транспонировать части

Все эти методы помогают тебе, осознать то, что ты делаешь обычно. Кроме этого, можно: играть перед кем нибудь, кто может критично слушать или записать себя,

4. Фаза покоя

Вовремя отложить в сторону

Не следует играть пьесу до смерти. Если прогресс не заметен, могут возникнуть скука и повседневность, которые негативно влияют на мотивацию и концентрацию. Не допусти этого и вовремя отложи пьесу в сторону. Тогда у нее появится шанс "обсесть". Во время такой фазы покоя пьеса не отдыхает, а вся работа обдумывания и заучивания продолжает действовать. Все получает больше взаимосвязи, и часто проблемы исчезают без следа. Необходимая для этого предпосылка - хорошая техника занятий.

Пьеса, которую надо будет играть на концерте или на экзамене, требует как минимум две длительные фазы покоя, если у музыканта нет очень большого опыта.

Глава 4

Распределение времени для занятий

При всем усердии, при всех благих намерениях часто тратится ценное время для занятий. Самые распространенные причины -
- проводить много времени с тем, что хорошо известно
- неправильное распределение времени
- надеяться, что ошибка исчезнет сама по себе, если достаточно часто повторять пассаж с этой ошибкой. Если так делать определенное время, этот пассаж заучится намертво, точно так же как и игрался, то есть с ошибкой и страхом перед ошибкой.

План занятий
Xорошее распределние времени базируется на следующуих принципах:
1. Сделай хороший план! Выбери для одного дня занятий 4 или 5 маленьких деталей разного вида (проблематичные гаммы или аккорды, звуковые аспекты итд.) и кроме этого ряд конкретных задач, например, занятие над старой пьесой, работа над оркестровой частью и т.д..

2. Следи за разнообразием. Никогда не работай больше чем 10 или 15 минут над одной проблемой. 4 раза по 15 минут концентрированной работы над одной проблемой, распределенные на весь день, приносят гораздо лучшие результаты чем целый час непрекращаемой работы.

3. Следи за регулярностью! Работай над проблемами, которые распределены на весь день (2-ой пункт) в одинаковой последовательности. Сохрани конкретные проблемы на конец занятий.

4. Запланируй фазы покоя, где все может закрепиться! Здесь действует тот же самый принцип, как в больших фазах занятий из 3-ей главы. Короткие периоды размышлений также приносят большую пользу. На этом основывается принцип, описанный во 2-м пункте. Самый лучший результат ты достигнешь, если ты работаешь над одним аспектом четыре раза за день.

5. Распределяй свою энергию! Не растягивай блоки занятий так, что под конец дня растрачена вся энергия и способность концентрироваться. 50-60 минут достаточно для одного блока, это сильно зависит от инструмента и твоей кондиции.

6. Xорошо планируй день! Выясни, в какое время у тебя лучшая форма и следуй этому. Пытайся отработать утром 3 блока занятий по 50-60 минут, если это возможно. Не делай первый две паузы слишком длинными и подари себе продолжительный обеденный перерыв.

7. Распредели короткие фазы ментальных тренировок на весь день.

Обычно будничный стресс не позволяет вести такой сбалансированный порядок дня. Часто надо успеть позаниматься в те несколько часов, которые остаются между другими обязанностями. Все-равно очень важно и в этом случае следовать общим принципам распределения времени и пытаться делать маленькие единицы занятий и повторять их, распределяя их на весь день. Следование этим принципам, хотя-бы частично, может значительно улучшить результат занятий. Особенно, если время для занятий ограничено, нельзя тратить его в своих же интересах.

Разные аспекты занятий

Разыгрывание, разогрев

Если необходимо разыгрывание, то оно должно происходить соответствующим образом. Надо избегать быстрых, экстремальных движений (“триллеры”, быстрые скачки, экстремальная динамика и т.д.). Разыгрывание должно служить концентрации, привести тебя в правильное настроение и координировать весь двигательный аппарат. Выбери поэтому что нибудь легкое, расслабляющее со спокойным характером и играй тихо, чтобы настроить слух. Выбери то, что у тебя уверенно получается, чтобы достичь положительного настроя.

Повторение
Повторение - одна из часто встречающихся привычек при занятиях, и на самом деле необходима. Важно, что ты никогда что-либо не повторяешь из-за возникновения ошибки. Сначала ты должен найти причину ошибки. Если ты что-то повторяешь, без понимания причины ошибки, ты заучиваешь эту ошибку.
Если причина ошибки лежит в недостаточной способности концентрироваться, тогда нужно тренировать не моторику, а умение концентрироваться. Повторения тут малоэффективны.
Реши заранее, что и как часто ты хочешь повторять и придерживайся этого - это способствует концентрации. Благодаря этому ты мысленно не отвлекаешься и повторяешь что-то только механически; ведь в этом случае могут порождаться нежелательные автоматизмы. Против монотонности помогают изменения в темпе, динамике или артикуляции. Бесконечные повторения указывают на недостаточную уверенность в себе.
Быстрая игра
Если какое-то место не получается сыграть быстро как положено, в этом редко виноваты пальцы, хотя им часто приписывается вина.
Даже если точно известно, какие ноты нужно сыграть и есть аппликатурная ясность (неточный перевод: Man weiß, wie die Griffe sind), часто невозможно достичь необходимого темпа. Тогда не получается, так сказать, “достаточно быстро думать”. Создается впечатление, что мыслительный процесс тормозит скорость исполнения. В таком случае необходимо увеличить скорость мыслительного процесса, что только возможно до определенного уровня. Выше этого уровня, действительно, исполняется быстрее, чем думается. В этом случае мысль тратится не на каждое отдельное движение или ноту, а на составные блоки из нескольких движений, которые настолько автоматизированы, что их можно соединить в один мысленный “ход”.
“Секрет” очень быстрой игры лежит в совершенной координации мышления и действий. Часто советуют разучивать быстрые пассажи медленно. В принципе это тоже верно, так как:
- изучается точно, что записано в нотах
- мы приучаемся выполнять все движения (Griffe, ёпрст) осмысленно и спокойно
- есть возможность слухового контроля каждого звука
- можно работать ненапряженно
Благодаря этой методике занятий можно решить много проблем. Скорость мышления, правда, не повысится, и при очень быстрых пассажах этого способа разучивания недостаточно.
Также ориентация на “точки опоры” (см. главу 3, фаза подготовки) и чувство ритмических зависимостей не тренируются таким образом, и необходимые автоматизмы не формируются.
Если мы после медленного разучивания не можем достигнуть требуемого темпа, необходимо вычислить проблемные места, определить музыкальные “точки опоры” и сформировать автоматизмы, тем, что мы повторим группы нот между частными точками опоры несколько раз. Изменения в динамике и способе исполнения предотвратят образование нежелательных автоматизмов. Разучивание с различными ритмами, если его умно применять, также хорошая метода. Если, например, в одной фигуре из 4-х шестнадцатых лежит проблема в соединении третьей и четвертой ноты, тогда ритм:


совершенно бесполезен. Разумнее выбрать один из следующих (или схожих) ритмов:


Очень не рекомендуется исполнять очень длинные пассажи или даже целые этюды одинаковым пунктирным ритмом, так как при этом можно долго ждать, пока проблематичное место будет повторено. В таком случае эффект от тренировки будет минимальным. Разучивание небольших частей, вероятно, даже только тактов или его частей не является музыкальным событием, но намного эффективнее.

Все описанное не затрагивает необходимость постепенного увеличения скорости мышления и проигрывания отдельных частей для контроля снова и снова в более медленном темпе.
Способность играть быстро основывается в основном на:
- точном знании, что стоит в нотах (само собой разумеется!)
- достаточном темпе мышления
- разумно и музыкально правильно расставленных опорных точках
-телесной расслабленности (также и самые быстрые движения функционируют только из состояния расслабленности)
- Доверии в таким образом выработанную систему; не нужно пытаться задумываться на каждом звуке. Это не выйдет и приведет, к сожалению, к широко распространенному чувству паники во время игры.

И наконец:
Почти каждый склонен играть при очень быстром темпе громко и без нюансировки. Тихое проигрывание развивает слух и концентрацию; тактильные чувства активнее.

Глава 5
Некоторые замечания по поводу подготовки к концертам и экзаменам
Разочарования
В последнее время меня часто спрашивают, почему выступления на концертах или экзаменах часто приносят разочарования, в то время, как это должно быть, по сути своей, праздничным событием, на котором публика слышит результат обучения.
Я много беседовал на эту тему, как с разочарованными, так и с теми, у кого нет проблем с публичными выступлениями. В сущности, меня подвигли результаты этих бесед к представленным здесь мыслям.
Я хотел бы еще раз обобщить ряд предложений, которые особенно касаются подготовки к публичным выступлениям. Выступления на людях есть во многих случаях причина для проблем в общем случае.
1. Никогда не играй публично то, чем ты не очень овладел. Будь в этом строже и честнее к себе, чем любой другой.
2. Планируй время подготовки настолько большим, чтобы смог в него встроить 2 перерыва (см. главу 3), благодаря которым пьеса смогла бы “закрепиться”(лучше усвоиться).
3. Расходуй бОльшую часть времени для теоретической работы над пьесой и твоим выступлением.
4. Фазы Консолидации имеют смысл только для материала для заучивания, который ты уже очень хорошо продумал и которым ты овладел (см. главу 3).
5. Стопроцентная надежность - максимум достижимого; стремиться к большему невозможно и не нужно
6. Тихое проигрывание развивает тактильную чувствительность, слух и концентрацию.
7. Стремись к хорошему “тактильному контакту” с инструментом, тем, что во время игры ты снова и снова осознаешь, какой он на ощупь (прим. перев.: мысленно прорабатывать тактильные ощущения от контакта с инструментом)
8. Избегай любой ценой заучивание ошибок вместе с возникающим при этом страхом.
9. Если однажды при выступлении ты получил отрицательный опыт, ищи с большой честностью причину и не бойся делать соответствующие выводы и действия. Не позволяй развиться отрицательной спирали.
10. Доверяй тому, что ты уверенно заучил во время фазы подготовки и не смущай себя сомнениями во время выступления (Смогу ли я? В этом месте я точно ошибусь. и пр..) Это получится конечно только после солидной подготовки.

Глава 6

Советы по разучиванию для музицирующих детей

Почти все музицирующие дети имеют привычку, которая может лежать в основе многих будущих разочарований и неудач: склонность, когда что-то не получается, начинать снова играть с начала и повторять такое сквозное проигрывание, пока это место более или менее случайно удастся сыграть. Вследствие этого во многих пьесах очень прочно заучивается начало, первая ошибка, а также и страх перед ошибкой. Часто это есть основа для страха публичного выступления. Поэтому необходимо придавать максимальное значение тому, чтобы с самого начала были заучены хорошие привычки при занятиях. Следующие советы подходят подросткам от ок. 10 и до 16 лет.
Часто ты будешь получать от учителя задание, еще раз хорошенько позаниматься с пьесой. Даже если ты это желаешь с большим вдохновением, результат твоих усилий вполне может быть довольно неудовлетворительным. Каждому знакомо чувство разочарования, если на занятиях не получается то, что было хорошо отработано дома. Причина часто лежит в неправильном способе занятий. С помощью следующих советов ты сможешь достичь больше в короткие сроки.
Если ты исполняешь пьесу, естественно могут случиться сбои. Почти каждый склонен начать исполнение при этом заново. Это понятно, но лучше сначала подумать, в чем в сущности была ошибка. “Думал ли я в этот момент о чем-то другом или я еще не знаю, что там стоит?” Или это место просто особенно сложное?

Если ты не уверен, что там стоит, в таком случае - самое лучшее, ты заглянешь в спокойной обстановке в ноты, не продолжая играть это место не разобравшись. Всегда полезно поиграть несколько раз неполучающееся место медленно и с полным вниманием. Только благодаря этому во многих случаях ошибка исчезает сама собой. После этого еще необходимо встроить исправленное место в пьесу. Это нельзя забывать, иначе старая ошибка опять всплывет снова. Наберись уверенности больше не делать этой ошибки - это помогает.
Наиболее частые плохие привычки при занятиях следующие:
- музицировать в то время, когда ты мысленно где-то в другом месте
- постоянно повторять что-либо, без какой-либо на то причины (без того, что ты себя спрашиваешь, зачем)
- проигрывать части, которые ты уже хорошо знаешь снова и снова
- постоянно что-либо повторять с надеждой, что это когда-нибудь, да получится

Повторение само по себе, конечно, полезно, если при этом учитывать некоторые вещи:
- 10 раз повторить не всегда полезнее, чем, например 4 раза
- что-либо повторять, пока оно само собой не получится - тупоумное занятие
- если ты 10 раз повторяешь одну часть без изменения, то будет очень сложно в ней что-либо изменить
- важно, чтобы ты себя спрашивал, зачем ты что-то хочешь повторить. Ты можешь сам себе это громко сказать. Сначала твоя семья будет находить странным то, что ты во время занятий сам с собой разговариваешь, но они привыкнут к этому.
Лучше повторить одно место 5 раз, затем сыграть что-то другое и затем сыграть то же место еще 5 раз, чем повторить его сразу 25 раз подряд.
Ты можешь добиться намного лучших результатов, если ты будешь заниматься 4 раза по 15 минут, чем ты один раз прозанимаешься целый час.

При разучивании пьесы начинай не всегда с начала, начни один раз с конца, другой раз - с середины. Тем самым ты предотвратишь то, что ты хорошо знаешь только начало, а остальное - плохо.
Если ты на время перестал разучивать пьесу, потому-что ты не смог продвинуться дальше в ее изучении, может так случиться, что позже эти места получаться сами по себе.
Располагай свой инструмент всегда на видном месте, для того, чтобы ты его смог бы брать и между делом (не забывай, если ты играешь на духовом инструменте, его промыть, а если на скрипичном, то ослабить натяжение смычка). Этот совет подходит, конечно, для всех переносных инструментов.

Если ты таким способом будешь заниматься на инструменте каждый раз только по 5 или 10 минут, ты будешь поражен результатам!

Оставляй свой инструмент в недостижимом для детей и животных месте, подальше от отопления, не под прямыми лучами солнца или на сквозняке. Это и так понятно!

И последний совет:
Не пытайся за один раз “оседлать” все советы. Начни с одного. Для того, чтобы начать, ты можешь себя на занятиях спросить, для чего ты хочешь повторить что-либо. Постепенно начни применять и другие советы.

Успехов!
Конец
0

#2 Пользователь офлайн   AndreiKrylov 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 759
  • Регистрация: 29 Сентябрь 09

Отправлено 13 Январь 2011 - 01:45

замечания корректора :angry:

вместо- Положительное отношение к занятиям должно основываться на основанной самоуверенности
- Положительное отношение к занятиям должно основываться на уверенности в себе

вместо
основанной и не основанной
- оправданной и неоправданной или обоснованной и необоснованной

потом еше напишу

название забавно звучит по-русски :P
Ueberdas Ueben

это именно о занятиях!
0

#3 Пользователь офлайн   zmei 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 451
  • Регистрация: 01 Февраль 08

Отправлено 13 Январь 2011 - 10:06

Предлагаю откорректировать (и заодно уж отредактировать) текст примерно в таком духе. Ниже 2 главы для примера.

Вступление

Изложенные здесь мысли ведут к конкретным советам для ежедневных занятий музыканта-исполнителя, различным практическим аспектам и проблемам. Эта книга предназначена, прежде всего, студентам консерваторий, для которых исполнительская практика – ежедневная задача, но также будет полезна профессиональным музыкантам, преподавателям, ученикам и любителям. Последняя глава написана специально для начинающих учителей музыки и их юных учеников.

Адресаты книги – музыканты, играющие на любом инструменте, с некоторыми поправками мои советы пригодятся и певцам. Разумеется, на практике существуют фундаментальные отличия между занятиями, например, на пианино и тромбоне, однако они не затрагивают принципов плодотворной техники занятий. Следствием улучшенных навыков станет не только большая эффективность занятий, но и лучшее физическое и духовное самочувствие, обоснованное самоуважение. Девизом этой книги может стать знаменитое изречение Листа: «Техника занятий важнее занятий техникой». Я желаю каждому из вас найти свой путь!

Том де Врее

Глава 1

Основные требования к занятиям

Положительное влияние

Учебная исполнительская практика – это не только выучивание пьес и мастерское владение инструментом, но и формирование навыков занятий, которые влияют на дальнейшее обучение. Таким образом, происходит движение по спирали. Важнейшая цель целенаправленных занятий в том, чтобы эта спираль планомерно «раскручивалась», улучшая наше физическое и духовное самочувствие.

Эффективность

Время для упражнений всегда ограничено, поэтому надо использовать его оптимально – за минимальное время мы хотим получить наилучший результат. Вот почему обязательное требование к исполнительской практике – ее эффективность.

Обучение должно быть эффективным и вызывать положительные эмоции!

Уверенность в себе

Положительное отношение к занятиям должно базироваться на обоснованной уверенности в своих силах. Если мысленно бояться или ожидать ошибок – значит, вы их уже почти совершили. В то же время, можно уверенно справляться с определенными, довольно простыми заданиями и доверять своим способностям. Необходимо пытаться расширить это доверие к собственным способностям при помощи овладения все большим числом техник и постоянно растущего репертуара, чтобы уверенно и успешно играть не только «Брата Якова», но и сонаты Бетховена. При этом «положительная спираль» не может опираться на необоснованную уверенность в себе. Нужно быть честным и по возможности объективно оценивать свои возможности и навыки.

Следствия неправильных навыков занятий могут быть очень серьезными и глубокими. Даже вполне обоснованная уверенность в своих силах может быть ослаблена. Если музыкант пытается бороться со своей неуверенностью при помощи все более и более интенсивных (но неизменных!) занятий, это лишь усугубит его проблемы. До тех пор, пока он не поверит, что не может вообще ничего и боится играть перед любой аудиторией. Телесные недуги и ментальные проблемы также могут стать следствием этого, к сожалению, довольно распространенного «сценария».

Неэффективные занятия

Неэффективные занятия – пустая трата времени и энергии, поскольку за то же время можно достичь гораздо большего. Если же вы, наоборот, занимаетесь эффективно и положительно, максимально используете время и добиваетесь оптимального результата – достичь большего просто невозможно. Если же даже эффективные занятия не позволяют справиться с поставленной задачей – она слишком сложна для вас или ее решение потребует больше времени.

Удовлетворение от эффективных занятий и оптимального использования времени ведет к душевному покою, что тоже положительно влияет на дальнейшие занятия и усиливает уверенность в себе. Спешка и беспокойство ослабляют ваш дух, мешают концентрации и создают физическое напряжение.

Глава 2

Концентрация

Концентрация при занятиях – первая и необходимая предпосылка хороших результатов. Практика без концентрации может привести к тому, что уже достигнутое будет частично потеряно, и при этом не будет добавлено ничего нового. Технические приемы, которые заучиваются ВНИМАТЕЛЬНО, разительно отличаются от техники, которая выучена «бессмысленно».

Автоматизмы

Те, кто занимается бессмысленно и лишь двигает пальцами, думая при этом о чем-то другом, очень быстро нарабатывают нежелательный автоматизм или вредные рефлексы. Наработанное автоматическое движение впоследствии очень трудно изменить, оно всегда будет требовать исполнения «не задумываясь». Если вы захотите проследить за ним, это вряд ли получится, поскольку движение было сохранено не в сознании, но лишь в мышечной памяти.

Мышечная память

Сохранение информации в мышечной памяти, в обход сознания, происходит очень быстро. При заучивании некоторых элементов инструментальной техники мы сознательно используем этот способ обучения, так как играть музыку без стандартного набора «автоматизмов» невозможно. Скорость, с которой они возникают, опасна – иногда мы невольно формируем автоматизм, не желая этого. Это происходит, прежде всего, при неосмысленном повторении одного и того же пассажа. Концентрация и внимание при этом быстро теряются. Мы же хотим осознанно и полностью располагать выученной музыкой, а не автоматически запускать запрограммированные движения. Поэтому необходимо ограничить формирование автоматизмов лишь теми из них, что приносят несомненную пользу.

Занимайтесь тогда, когда можете хорошо концентрироваться! Опасайтесь частого и неизменного повторения маленьких секций!

Формальная отработка учебной практики со стороны кажется прилежностью и усердием, в действительности же она противоречит сформулированным требованиям. Кратковременные занятия с полным вниманием дадут намного лучший результат, чем неосознанное «трещание» в течение многих часов. Речь не идет о вреде прилежания и усердия – это есть и будут лучшие качества студента – речь о занятиях с полным вниманием в любой момент!

Разделение времени и построение программы

Способность к концентрации внимания зависит от физического состояния музыканта, материала (темы) упражнения, правильного способа занятий, хорошего распределения времени и продуманного построения программы. Из этого видно, что улучшить концентрацию можно следующими способами:

1. Интерес к поставленной задаче – студент, как минимум, должен видеть пользу поставленной задачи. Настоящий интерес к материалу и энтузиазм еще лучше – что делается охотно, делается хорошо!

2. Постоянное время занятий – занимайтесь постоянно, насколько это возможно. Хорошие крепкие привычки делают привычной и концентрацию. Такие твердые привычки могут быть растянуты, кроме пауз и времени между занятиями.

3. Варьирование задач и рабочих методов – не работайте слишком долго над одной и той же задачей. Разнообразие помогает сохранить внимательность.

4. Планирование работы – хороший план занятий основан на знании самого себя и хорошем обзоре материала для обучения. Реалистичный план предотвращает спешку.

5. Хорошее физическое состояние – следите за тем, чтобы обстановка в помещении для занятий была спокойной, воздух – свежим, а температура – умеренной. Не занимайся на пустой желудок или после обильного приема пищи.

Отвлекающие мысли

Научитесь игнорировать любое постороннее влияние. Отвлекающие мысли появляются часто и спонтанно. Дайте им прийти и уйти, не тратьте на них внимания, не боритесь. Если мы пытаемся прогнать посторонние мысли, мы дарим им слишком много внимания. Это можно сравнить с осой в комнате: если не обращать на нее внимания, она обычно улетает сама по себе. Если же попытаться выгнать ее, она станет агрессивной и быстро потребует всего вашего внимания! Пытайтесь настолько углубиться в занятие, чтобы у отвлекающих мыслей не было и шанса. Если такая мысль становится очень навязчивой (забыли позвонить кому-нибудь или выключить плиту) – лучше временно приостановить занятие.

Ментальный тренинг

При небольших проблемах с концентрацией хорошо помогает «ментальный тренинг». Достаточно нескольких секунд, чтобы восстановить концентрацию. Ментальный тренинг означает точно представить себе, должен звучать фрагмент музыкального произведения, какие движения необходимо выполнить, чтобы его исполнить. Ощутите их, в действительности не играя и не совершая никаких действий. Это можно делать с нотами перед глазами или без них (отличный вариант ментального тренинга, который можно практиковать всегда и везде). Можно сказать, что все, что вы можете мысленно представить, вы можете и сыграть, хотя иногда пальцы двигаются быстрее мысли, и некоторые движения становятся неосознанными рефлексами.
1

#4 Пользователь офлайн   Павлов 

  • суперюзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 922
  • Регистрация: 13 Апрель 08

Отправлено 13 Январь 2011 - 10:20

Спасибо за работу! Пока не читал из-за нехватки времени, но название - очень понравилось! :angry:
0

#5 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 13 Январь 2011 - 10:45

Просмотр сообщенияAndreiKrylov (Jan 12 2011, 23:45) писал:

замечания корректора :angry:

вместо- Положительное отношение к занятиям должно основываться на основанной самоуверенности
- Положительное отношение к занятиям должно основываться на уверенности в себе

вместо
основанной и не основанной
- оправданной и неоправданной или обоснованной и необоснованной

потом еше напишу

название забавно звучит по-русски :P
Ueberdas Ueben

это именно о занятиях!


Спасибо всем отозвавшимся.

Редактировать можно прямо здесь без предварительной регистрации

https://docs.google.com/document/d/1DbukR4n...uthkey=CIDLi4YB

Название ("юбер дас юбен" "ю" - у умлаут)
Можно перевести как "О занятиях"
0

#6 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 13 Январь 2011 - 23:35

По-моему, вариант Змея достоин копипаста в редактируемый файл. Формулировки гораздо точнее, ну только чуть-чуть подшлифовать в паре мест.
0

#7 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 13 Январь 2011 - 23:40

Просмотр сообщенияLolll (Jan 13 2011, 21:35) писал:

По-моему, вариант Змея достоин копипаста в редактируемый файл. Формулировки гораздо точнее, ну только чуть-чуть подшлифовать в паре мест.



Возьметесь за это дело? Спасибо!
0

#8 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 13 Январь 2011 - 23:54

Просмотр сообщенияMischa (Jan 13 2011, 23:40) писал:

Просмотр сообщенияLolll (Jan 13 2011, 21:35) писал:

По-моему, вариант Змея достоин копипаста в редактируемый файл. Формулировки гораздо точнее, ну только чуть-чуть подшлифовать в паре мест.



Возьметесь за это дело? Спасибо!

На Гуглевской странице что-то не работает вставка. Ни Ctrl+V, ни "вставить" из меню. А перебивать слово за словом - потребует некоторого времени. Пока что только пару слов поменяла. Жаль, что не знаю немецкого - нет возможности свериться с оригиналом, иногда это мешает найти более удачную формулировку. Так что могу пройтись только по русскому тексту.
0

#9 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 14 Январь 2011 - 06:02

Ввела с небольшими поправками вариант Змея, закончила на 3 главе. Почему-то у меня отключена функция "копировать-вставить". На попытки Гугль ругается по-немецки.

Сообщение отредактировал Lolll: 14 Январь 2011 - 06:03

0

#10 Пользователь офлайн   zmei 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 451
  • Регистрация: 01 Февраль 08

Отправлено 14 Январь 2011 - 06:11

Если нужно, я доделаю текст до конца, а знающие люди подправят, где требуется.
0

#11 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 14 Январь 2011 - 09:38

Просмотр сообщенияLolll (Jan 14 2011, 04:02) писал:

Ввела с небольшими поправками вариант Змея, закончила на 3 главе. Почему-то у меня отключена функция "копировать-вставить". На попытки Гугль ругается по-немецки.



Огромное спасибо!
Сегодня я попробую разобраться, почему ругается

Просмотр сообщенияzmei (Jan 14 2011, 04:11) писал:

Если нужно, я доделаю текст до конца, а знающие люди подправят, где требуется.


Было-бы здорово, так как я сейчас в свободное время перевожу еще с кем-то (с Ноткой?) интервью с гитарным мастером! Спасибо!
0

#12 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 14 Январь 2011 - 13:29

Просмотр сообщенияzmei (Jan 14 2011, 06:11) писал:

Если нужно, я доделаю текст до конца, а знающие люди подправят, где требуется.

Отличная идея. Чтобы не напластовывать несколько вариантов, лучше будет первый этап вам взять на себя.
0

#13 Пользователь офлайн   zmei 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 451
  • Регистрация: 01 Февраль 08

Отправлено 14 Январь 2011 - 13:43

В третьей главе было несколько не совсем понятных мне моментов, особенно в начале. Поправьте, если нужно, пожалуйста. Продолжить смогу после выходных.

Глава 3

Фазы занятий

В период между первым знакомством с пьесой и ее публичным исполнением методика ваших занятий должна постоянно видоизменяться. Сам процесс занятий можно разделить на несколько фаз. Необходимо постоянно спрашивать себя, в какой фазе вы сейчас находитесь, чтобы соответственно изменять способы исполнительской работы.

Часто проблемы возникают уже на раннем этапе освоения пьесы, когда разучиваются и закрепляются всевозможные музыкальные и технические аспекты, которые позже нужно будет изменить, и еще не достаточно обдуманы фундаментальные моменты пьесы. Чем усерднее студент закрепляет подобные вещи уже в начале, тем сложнее будет изменить их позже, когда придет правильное понимание композиции, связи между ее частями и т.д.

Не закрепляйте ничего из того, что позже придется изменять!

Только тогда, когда вы познакомитесь со всей композицией и серьезно продумаете все музыкальные и технические аспекты исполнения, можно начинать «закреплять» отдельные элементы пьесы.

В процессе работы над большим произведением мы проходим разные фазы занятий: как в большом (недели, месяцы и даже годы), так и в более скромном масштабе, если идет работа над отдельным аспектом или фрагментом пьесы.

Фазы занятий таковы:

1. фаза подготовки
2. фаза соединения
3. фаза консолидации
4. фаза покоя

1. Фаза подготовки

В этой фазе необходимо сформировать общее представление о пьесе и о том, что необходимо для ее исполнения. Первое впечатление часто играет решающую роль. От него бывает нелегко избавиться, поэтому оно должно быть как можно более «правильным». Вы можете поступить так:
– сначала спокойно прочитайте нотный текст и попытайтесь мысленно создать музыкальный образ
– проиграйте пьесу от начала до конца
– при этом выберите не слишком медленный темп, чтобы не потерять музыкальную связь и составить верное впечатление о необходимой технике
– поначалу не обращайте внимания на фальшивые ноты и технические промахи. Сыграйте пьесу от начала и до конца не больше двух раз, чтобы не возникли неправильные привычки и «автоматизмы»

После первого знакомства Вам станет приблизительно ясно, какие части пьесы представляют для вас наибольшую проблему. Прежде всего, нужно уделить внимание именно этим частям произведения, чтобы создать для себя небольшую «фору». Важно работать не только над первым сложным местом, но и над несколькими трудными фрагментами одновременно. Ежедневную техническую программу (гаммы, аккорды и т.д.) также лучше подстроить под требования новой пьесы.

Если работать над произведением подобным образом, пьеса будет расти не от «головы к хвосту», но от глобального к детальному, что позволяет заниматься одновременно несколькими частями и аспектами музыкального произведения. Кроме того, так вы избежите известного и неприятного феномена, когда начало пьесы хорошо знакомо исполнителю, но при дальнейшей игре он вступает на «неизведанную территорию».

Интерпретация

Перед закреплением техники стоит обдумать исполнение, интерпретацию и стиль, так как
разное исполнение требует разной техники. Образ действий, когда сначала вырабатывается техника, чтобы потом «добавить» к ней исполнение, очень неэффективен и в принципе невозможен, так как игра «без интерпретации» – это игра с неправильной интерпретацией.

Точки опоры

Если с самого начала выучить наизусть отдельные фрагменты пьесы, можно построить каркас из «точек опоры», к которому затем прикрепится цельное произведение. Для этой цели, разумеется, следует выбирать не самые трудные его части.

2. Фаза соединения

Соедините фрагменты пьесы в единое целое – у вас должно возникнуть представление об общей композиции, когда отдельные части произведения словно «нанизываются» друг на друга. Можно поступить так:
– сыграйте отдельную законченную часть произведения (например, менуэт из симфонии, ларго сонаты и т.д.) или его более крупную часть. Повторите ее несколько раз, можно чередовать медленный темп с прописанным в нотах темпом (особенно в быстрых пассажах)
– попробуйте сыграй пьесу в намеренно ускоренном темпе, чтобы обнаружить слабые места своего исполнения
– заучивайте большие фрагменты пьесы методом «ментального тренинга (см. 2 главу)

3. Фаза консолидации

В этой фазе происходит закрепление достигнутого, поэтому вы должны уже сформировать устойчивое представление о пьесе. Пьеса выучивается полностью. Это, впрочем, не означает, что вы непременно должны знать ее наизусть.

Чтобы закрепить пьесу, вы можете сделать следующее:
– изменять артикуляцию
– изменять динамику
– начинать играть с середины, а не с начала пьесы
– транспонировать ее части

Все эти методы помогают работать над пьесой более осознанно. Кроме того, можно сделать аудио- или видеозапись вашего исполнения, а также сыграть пьесу перед кем-нибудь, кто сможет оценить вашу игру.

4. Фаза покоя

Вовремя отложить в сторону

Не следует заигрывать пьесу «до смерти». Если прогресс не слишком заметен, могут возникнуть скука и рутина, которые негативно повлияют на вашу мотивацию и концентрацию. Лучше не допускать этого и вовремя отложить пьесу в сторону. Во время такой фазы покоя вы можете продолжать обдумывать и мысленно заучивать произведение. Это укрепляет взаимосвязи внутри пьесы, и часто проблемы исчезают без следа. Необходимая для этого предпосылка – хорошая техника занятий.

Пьеса, которую вы будете играть на концерте или экзамене, требует как минимум двух длительных фаз покоя, что особенно актуально для неопытных музыкантов.

Сообщение отредактировал zmei: 14 Январь 2011 - 13:46

0

#14 Пользователь офлайн   Hyperboreec 

  • Активист
  • PipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 417
  • Регистрация: 27 Март 08

Отправлено 14 Январь 2011 - 14:34

Замечательная работа!
Спасибо вам!
0

#15 Пользователь офлайн   alisssa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 025
  • Регистрация: 15 Февраль 06

Отправлено 15 Январь 2011 - 03:34

Просмотр сообщенияHyperboreec (Jan 14 2011, 14:34) писал:

Замечательная работа!
Спасибо вам!

Присоединяюсь!
0

#16 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 15 Январь 2011 - 11:17

Спасибо. :lol: За вставку смогу взяться ближе к вечеру, когда с делами расправлюсь. Если никто не опередит. Кто опередит - свистните. :)
0

#17 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 16 Январь 2011 - 09:35

Налепила до "разыгрывания" из гл.4 включительно. Пара вопросов.

Какая-то корявая фраза в:
"План занятий
3. ... Сохрани конкретные проблемы на конец занятий."
Не могу свериться с оригиналом, а смысл подстрочника не доходит. Что имеется в виду?

И в упомянутом "Разогреве" заменила "триллеры" на трели. Словарь именно так переводит немецкое triller.


Но дочего же глючный этот Гугль-текстовик! Вставка заработала, но отдельные фрагменты приходилось копировать по пять раз! А то он упорно вставлял или предыдущий фрагмент или вообще пустой абзац!

Сообщение отредактировал Lolll: 16 Январь 2011 - 09:37

0

#18 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 16 Январь 2011 - 11:43

Просмотр сообщенияLolll (Jan 16 2011, 07:35) писал:

Налепила до "разыгрывания" из гл.4 включительно. Пара вопросов.

Какая-то корявая фраза в:
"План занятий
3. ... Сохрани конкретные проблемы на конец занятий."
Не могу свериться с оригиналом, а смысл подстрочника не доходит. Что имеется в виду?


Там стоит aufheben - наверное, ближе по смыслу - "прибереги себе конкретные задания (не проблемы) (и) на конец дня занятий."
0

#19 Пользователь офлайн   Lolll 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 249
  • Регистрация: 24 Ноябрь 06

Отправлено 16 Январь 2011 - 16:01

Просмотр сообщенияMischa (Jan 16 2011, 11:43) писал:

Просмотр сообщенияLolll (Jan 16 2011, 07:35) писал:

Налепила до "разыгрывания" из гл.4 включительно. Пара вопросов.

Какая-то корявая фраза в:
"План занятий
3. ... Сохрани конкретные проблемы на конец занятий."
Не могу свериться с оригиналом, а смысл подстрочника не доходит. Что имеется в виду?


Там стоит aufheben - наверное, ближе по смыслу - "прибереги себе конкретные задания (не проблемы) (и) на конец дня занятий."

А "конец" - какая часть речи?
Существительное с предлогом: на конец = к концу (занятия)?
Или наречие: наконец = в конце концов, а-напоследок-я-скажу?
Смысл получается типа "до самого конца занятий нужно думать головой, а не трындеть, чтобы время дотянуть" или "ответственные задачи отложите на последние минуты занятий"?
0

#20 Пользователь офлайн   Mischa 

  • СуперЮзер
  • PipPipPipPipPip
  • Группа: Главные администраторы
  • Сообщений: 5 574
  • Регистрация: 11 Март 05

Отправлено 16 Январь 2011 - 16:16

Ну да, я спросоня ошибся, не на конец, а "к концу занятий"

Смысловой нагрузки тут немного. Приберегите задания до самого конца, не занимайтесь ерундой к концу занятий
0

Поделиться темой:


  • 2 Страниц +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей